Осенний татарский праздник - обряд каз өмәсе «Праздник гуся»


Праздник гуся (Каз өмәсе / Каз өмəсе) – один из старинных татарских народных обрядовых праздников, связанный с окончанием сельскохозяйственных работ и подготовкой к зиме. Он сочетает трудовой обычай, семейный быт, элементы народного театра и угощение.

История праздника

Происхождение

Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность.  Праздник возник в крестьянской среде татар Поволжья и Приуралья. Его корни уходят в традиционный сельский быт, когда в каждой семье держали большое количество гусей. Осенью, в конце октября – ноябре, когда завершались полевые работы, наступало время забоя и переработки гусей на зиму. По традиции в этот день заготавливали впрок гусиное мясо и щипали пух — на подушки, которые предназначались на приданое невестам.

Процесс был трудоёмким, поэтому семьи объединялись: соседи и родственники приходили помогать — это и называлось “каз өмәсе” (совместная работа по ощипыванию гусей). После труда следовал праздник — угощение, песни, игры.



Значение праздника:

·укрепление соседских и родственных связей;

·взаимопомощь — “өмә” у татар всегда была формой коллективной работы;

·передача традиций: девушки учились хозяйству, рукоделию, общениям;

·сохранение общинного уклада.


Как проходил праздник


1. Подготовительный этап

Хозяева заранее приглашали соседей и родственников. В этот день забивали гуся или несколько гусей, готовили место для ощипывания, собирали пух и перо. Пух затем использовался для набивки подушек, перин, одеял.

2. Основная часть — «өмә» (совместная работа)

Участники собирались большим домом. Женщины и девушки ощипывали гусей, сортировали перо и пух. Работа сопровождалась:

·песнями (җырлар),

·шуточными диалогами,

·загадками,

·совместными разговорами.


Юноши могли заходить на праздник, помогать или просто веселить девушек, создавая атмосферу легкого народного флирта.

Шаулап, үтә, гөрләп үтә

Каз өмәсе авылда

Казлар белән аерлышу

Шатлыклы да авыр да




                                      «Кумәк хезмәт, уен-келке

                                       Була каз омәсендә.

                                       Кызлар-егетләр жыела

                                       Зур шатлык hәммәсенә!»

                                       Бэйрэмсез бик кунелсез бит,

                                       Бэйрэмнэр кирэк безгэ.

                                       Бэйрэмнэр кирэк сезгэ дэ,

                                        Кирэк hэммэбезгэ дэ!»

Эх, сагындыра да сон

Аылнын болыннары

 Дәү әнинен ишек алды шулы

Симез,симез казлары.



3. Праздничный стол и угощения

После завершения работы начиналось застолье. На стол подавали:

·казылыгы — гусиную колбасу,

·печёного и тушёного гуся,

·бульон,

·выпечку,

·сладости («бәлеш», «чак-чак»).

4. Игры, танцы и вечерние забавы

После угощения устраивались:

·танцы (бию),

·шуточные игры,

·состязания,

·песни под курай, скрипку, гармонь.

Для молодых юношей и девушек праздник был возможностью познакомиться с друг другом.



Современное празднование

Сегодня «Каз өмəсе» сохраняется прежде всего как культурный и фольклорный праздник. Он проводится:

·в татарских деревнях,

·этнографических музеях,

·на фестивалях национальной культуры,

·как семейная традиция у потомков татарских крестьян.

Событие часто превращают в красочный этнофестиваль с костюмированным представлением, мастер-классами по ощипыванию и обработке пера, играми и танцами.


8-ая серия из выпуска "Знакомство с татарской нацией" Комитета Независимости Татарстана


Autumn Tatar Holiday – the Ritual Kaz Ömäse (“Goose Festival” )

The Goose Festival (Kaz ömäse / Kaz öməsi) is one of the ancient Tatar folk ritual holidays associated with the end of agricultural work and preparation for winter. It combines a labor tradition, family life, elements of folk theatre, and festive meals.

History of the Holiday

Origins

This autumn calendar holiday goes back to ancient times. It emerged among Tatar peasants of the Volga and Ural regions. Its roots lie in traditional rural life, when every family kept many geese. In autumn, in late October–November, after the field work was completed, it was time to slaughter and process the geese for winter. According to tradition, people prepared goose meat for storage and plucked down to fill pillows, which were often made for a bride’s dowry.

The process was labor-intensive, so families united: neighbors and relatives came to help — this was called “kaz ömäse” (collective work of goose plucking). After the work came the celebration — food, songs, and games.

Significance of the Holiday

• strengthening neighborly and family ties
• mutual help — “ömə” among the Tatars has always been a form of collective labor
• transmission of traditions: girls learned household skills, needlework, and social communication
• preservation of the communal way of life


How the Holiday Was Celebrated

1. Preparatory Stage

The hosts invited neighbors and relatives in advance. On that day they slaughtered one or several geese, prepared a place for plucking, and collected down and feathers. The down was later used to stuff pillows, quilts, and blankets.

2. Main Part — “Ömä” (Collective Work)

Participants gathered in a large house. Women and girls plucked the geese and sorted the feathers and down. The work was accompanied by:

• songs (cırlar)
• humorous dialogues
• riddles
• friendly conversations

Young men could visit the gathering, help, or simply entertain the girls, creating an atmosphere of light folk courtship.

3. Festive Table and Food

After the work was done, the feast began. The table traditionally included:

kazyluk — goose sausage
• roasted and stewed goose
• broth
• pastries
• sweets (bäläş, chak-chak)

4. Games, Dances, and Evening Entertainment

After the meal, people enjoyed:

• dances (bïyü)
• humorous games
• competitions
• songs accompanied by the kuray, violin, or accordion

For young men and women, the holiday was also an opportunity to meet and get to know each other.


Modern Celebration

Today, Kaz ömäse is preserved mainly as a cultural and folkloric festival. It is held:

• in Tatar villages
• in ethnographic museums
• at festivals of national culture
• as a family tradition among descendants of Tatar peasants

The event often becomes a colorful ethnofestival with costumed performances, masterclasses on goose-plucking and feather processing, games, and dancing.



Episode 8 from the Series “Introduction to the Tatar Nation” by the Tatarstan Independence Committee 




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога